Відбулися засідання «Комітету з питань екології, надзвичайних ситуацій, охорони навколишнього природного середовища, природокористування, рекреації та використання земельних ресурсів», створено комісію з моніторингу ситуації пов’язаною з поводженням з відходами та підготовці пропозицій щодо внесення змін до Українського законодавства щодо цього питання.
Обрано Голову комісії - Гуцалюк С.Б.
Двох заступників - Перфіл’ев С.С., Павлюченко Ф.К.
Секретар - Олейник С.Є.
Прийнято звернення до урядовців:
Президенту Украины
Премьер - министру Украины
Министерство инфраструктуры
Украины
Министерство экологии и
природных ресурсов Украины
Многочисленные обращения предприятий, общественных организаций Одесской области и анализ природоохранной работы в сфере обращения с производственными отходами выявил негативные тенденции, которые требуют безотлагательных изменений в методах государственного управления этой сферы деятельности и соответствующем законодательстве Украины.
Действующая система разрешительных документов в сфере обращения с отходами, утвержденная Постановлением КМУ №1218 в 1998г. устарела и не отвечает ни положениям нового «Налогового кодекса Украины», ни требованиям обеспечения экологической безопасности на территориях объектов хозяйствования, ни рациональному управлению этими объектами и стимулированию их к выполнению природоохранных мероприятий. К сожалению, размещенный на веб – сайте Министерства «Проект постановления об изменениях в постановлении КМУ №1218 от 3.08.1998г «О порядке разработки, утверждения и пересмотра Лимитов на образование и размещение отходов» никоим образом не решает, накопившихся за эти годы проблем, а создает новые.
Уже сегодня в большинстве случаев промышленные объекты, которые ежегодно обращаются за получением Разрешений/Лимитов по обращению с отходами в территориальные подразделения Минэкологии, сталкиваются с формальным отношением, необоснованным затягиванием времени выдачи документов, искаженным толкованием требований законодательства.
В результате такого «государственного подхода» многие законопослушные предприятия длительное время в полном объеме выполняющие требования природоохранного законодательства не могут своевременно получить Разрешения/Лимиты в сфере обращения с отходами.
Кроме того, временное отсутствие у объектов разрешительных документов приводит к административным, материальным претензиям со стороны контролирующих органов, что может повлечь приостановку деятельности предприятий, негативное отношение к органам государственной власти, необоснованное напряжение в трудовых коллективах.
При этом, необходимо отметить, что действующая разрешительная система ни привела к реальному уменьшению образования отходов, ни к кардинальному увеличению объемов уничтожения опасных отходов производства и переработки вторичного сырья по регионам, ни к эффективному и прозрачному рынку экологических услуг в стране.
А ситуация с полигонами захоронения, так называемых - «ТБО» и стихийными свалками остается вообще катастрофической.
Учитывая изложенное, а также в соответствии с разделом 8 «Налогового кодекса Украины» (Экологический налог) просим Вас привести природоохранное законодательство в сфере обращения с отходами в соответствие с действующим законодательством Украины и ЕС, в том числе инициировать внесение следующих изменений в постановление КМУ №1218 от 3.08.1998г. «О порядке разработки, утверждения и пересмотра Лимитов на образование и размещение отходов»:
- Установить период действия выдаваемых разрешительных документов в сфере обращения с отходами не менее 5 лет (с возможной ежегодной корректировкой при необходимости), по аналогии с тем как это принято по другим видам природных ресурсов (воздух и вода).
- Исключить из нормативной базы термин и необходимость получения «Лимита на образование отходов», заменив его термином и необходимостью получения «Разрешения на фактическое размещение отходов в окружающей природной среде», так как «Лимит на образование отходов» не корреспондируется с новым «Налоговым кодексом Украины», а работает нормальный термин – Разрешение на размещение отходов в окружающей природной среде.
Такой подход уже несколько лет работает в Украине по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в сфере обращения с отходами в соседней России.
- Ограничить месячным сроком (с 1 ноября по 1 декабря предыдущего к необходимому для получения документов году) период согласования и выдачи органами управления Разрешений на фактическое размещение отходов в окружающей природной среде.
- Предусмотреть административную и дисциплинарную ответственность со стороны органов Минприроды за нарушения сроков выдачи Разрешительных документов в области охраны окружающей среды.
- Не допускать увеличения количества государственных органов, которым будет поручено согласовывать и утверждать «Разрешения на фактическое размещение отходов в окружающей природной среде», так как это приведет к необоснованным дополнительным затратам предприятий на «необходимые» бумаги, а также к затягиванию времени процедуры и увеличению потенциальный уровень коррупционных рисков. Для этого необходимо исключить центральные органы Министерства экологии и природных ресурсов из процедуры согласования и утверждения документов, оставив эти функции территориальным органам данного Министерства. Считаем недопустимым, чтобы десятки тысяч предприятий Украины неоднократно ездили в Киев, для получения «бумаг», а в Киеве «решали вопросы» природопользования местного уровня.
- Все отходы в Украине нормативными документами разделены на четыре класса опасности, поэтому разделение отходов в п.1 вышеуказанного «Проекта изменений…» на «опасные» и «неопасные» является не корректным и абсолютно не понятным.
- В проекте постановления не предусмотрено ни одного конкретного изменения по сути действия «Порядка…», как будто он работает совершенно эффективно и не вызывает постоянных и системных нареканий у субъектов предпринимательской деятельности, надзорных органов и т.п.
Кроме того, можно сказать, что представленный на общественное обсуждение проект постановления «Об изменениях в порядке разработки, утверждения и пересмотра Лимитов на образование и размещение отходов» не способствует улучшению окружающей природной среды, а наоборот приведет к:
- ухудшению эффективности управления в сфере обращения с отходами на государственном и региональном уровне;
- двойственности и дублированию функций центральных и местных органов исполнительной власти;
- удорожанию и увеличению длительности процедуры получения разрешительных документов в сфере обращения с отходами субъектами хозяйствования;
-отсутствию экономического механизма в указанном направлении природоохранной деятельности;
- еще более потенциально высокому уровню коррупционных рисков;
- необоснованному напряжению в трудовых и социальных отношениях субъектов хозяйственной деятельности;
- отсутствию реального обеспечения экологической безопасности в сфере обращения с отходами;
- снижению развития экологических услуг и рыночной экономики в сфере обращения с отходами;
- снижению конкурентоспособности предприятий всех форм собственности в условиях экономического кризиса.
В связи с изложенным, предлагаем, рассмотреть и учесть наши замечания, на основании которых срочно и детально пересмотреть «Порядок разработки, утверждения и пересмотра Лимитов на образование и размещение отходов», утвержденный постановлением КМУ №1218 от 03.08.1998г.
Также считаем необходимым, внести изменения и в другие подзаконные акты Кабинета министров Украины с целью:
- исключить из базы «налогообложения» в сфере размещения отходов территории предприятий и рабочих участков, так как они фактически не являются элементами окружающей природной среды;
- исключить возможность взимания экологического налога за временное накопление отходов предприятия до транспортной партии, если оно передает эти отходы по договору со специализированным предприятием на утилизацию, удаление в течение текущего календарного года, так как данный подход полностью дискредитирует идею о необходимости сбора и передачи отходов на утилизацию (уничтожение);
- запретить возможность приостановки деятельности предприятий за отсутствие Разрешений, если оно принимает все зависящие от него меры к получению данных разрешительных документов и отсутствуют инструментальные анализы подтверждающие наличие фактического ущерба окружающей природной среде;
- проводить широкое обсуждение с общественностью, представителями промышленных отраслей, научными специалистами - предполагаемых к внедрению законодательных инициатив в сфере обращения с отходами и другим природоохранным направлениям;
- ввести в действие реальный экономический механизм природопользования в сфере обращения с отходами, согласно которому предприятия, которые в полном объеме передают отходы по договорам на утилизацию, уничтожение, удаление и не загрязняют окружающую природную среду – должны быть освобождены от уплаты экологического налога за размещение отходов.
Председатель общественного
совета при Одесской областной
Государственной администрации В. Я. Головко
Подготовлено: «Комитетом по вопросам экологии,
чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей
среды, природопользования, рекреации и
использования земельных ресурсов»,
Председатель Комитета Ю.Е. Геращенко